На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

SPLETNIK

519 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Макеев
    Человек такой, какое у него мышление-мировоззрение примитивного отрывочного псевдо-знания, или ложного сказочно-мифич...Жизнь необычных л...
  • Ирина Галивец
    На чужом несчастье своего счастья не построишь! Уведут и у тебя этого теленка!"Этой женщины ник...
  • lenivka
    Все для нее не то, все для нее не так.Ведь Россия живет дышит,строится,защищается. И это без нее, французской безразб..."Трудно, когда ты...

"Женщина, обладающая антихаризмой". Spltnk поговорил с авторами фильма о первой леди СССР Раисе Горбачёвой

На Западе ей восхищались, в СССР ненавидели, а в современной России переосмысливают её роль в политике и жизни страны — всё это о Раисе Горбачёвой, жене первого и единственного президента СССР. Новый документальный байопик показал Раису Горбачёву с неизвестной стороны и попытался отделить её фигуру от личности мужа. Spltnk поговорил с авторами фильма — креативным продюсером Когершын Сагиевой и режиссёром Родионом Чепелем — и узнал, чему опыт Раисы Горбачёвой может научить нас сегодня.

Обложка книги/Фото: кадр из фильма "Горбачёва"/Продюсерский центр киностудии им. М. Горького
Обложка книги/Фото: кадр из фильма "Горбачёва"/Продюсерский центр киностудии им. М. Горького

Когершын Сагиева: Есть такой большой тренд в повествовании: он заключается в том, что многие фильмы, книги — как художественные, так и документальные — стали подчёркивать, подсвечивать историческую роль женщин. В фильме это заявлено: мы не хотели, чтобы Раиса Горбачёва была только женой при муже. У нас она, грубо говоря, отдельный от него человек. 

Родион Чепель: И Горбачёв подтитрован…

Когершын Сагиева: …как "муж Раисы Горбачёвой". Мы намеренно сделали такую перефокусировку. Если вы обратите внимание, там есть такая же перефокусировка на Нэнси Рейган [жена 40-го президента США Рональда Рейгана]. Эти две женщины сыграли ключевые роли в международных переговорах, которые положили начало диалогу между двумя сверхдержавами. 

Джордж Буш — старший, Нэнси Рейган и Раиса Горбачёва, 1987/Фото: пресс-служба Белого дома
Джордж Буш — старший, Нэнси Рейган и Раиса Горбачёва, 1987/Фото: пресс-служба Белого дома

Артём Платов: Как, на ваш взгляд, Горбачёв относился к тому, что Раиса настолько выделялась, кроме того что он был восхищён тем, что это его жена? Ведь он, по сути, был первым за долгое время главой нашего государства, у которого была первая леди в западном смысле этого слова.

Родион Чепель: Он не воспринимал это как-то особенно. Для него не было ситуации, когда её не было. Он говорит у нас в интервью — и он неоднократно это повторял, в воспоминаниях тоже, — что в тот момент, когда он становился публичным политиком, они с Раисой договорились, что ничего не будут менять в своей жизни, будут продолжать жить как прежде. Решение принимает не мужик — как сказал, так и будет, — а у них семейный совет. Они консультируются по всем вопросам. Доверяют друг другу. Возможно, что все, кто его окружал, — да, они не понимали, почему он столько ей внимания уделяет. У него самого не было таких вопросов.

Джордж Буш — старший, Нэнси Рейган, Раиса и Михаил Горбачёвы, 1987 год/Фото: Библиотека президента Рональда Рейгана
Джордж Буш — старший, Нэнси Рейган, Раиса и Михаил Горбачёвы, 1987 год/Фото: Библиотека президента Рональда Рейгана
Раиса и Михаил Горбачёвы во Франции, 1977 год/Фото: архив Горбачёв-Фонда
Раиса и Михаил Горбачёвы во Франции, 1977 год/Фото: архив Горбачёв-Фонда
Раиса и Михаил Горбачёвы в Литве, 1990 год/Фото: Центральный государственный архив Литвы
Раиса и Михаил Горбачёвы в Литве, 1990 год/Фото: Центральный государственный архив Литвы

Когершын Сагиева: Горбачёвы, как люди образованные, знали, в чем суть марксистско-ленинской идеологии, а суть её в том, что люди равны, соответственно, мужчины и женщины равны. И когда Горбачёв стал президентом, то, что Раиса окажется с ним рядом как супруга, — для них это было логично, потому что они так жили. 

Артём Платов: То есть они просто очень хорошо учились и воплотили всё, чему их учили, в жизнь.

Когершын Сагиева: Конечно, они же отличники.

Раиса и Михаил Горбачёвы/Фото: личный архив
Раиса и Михаил Горбачёвы/Фото: личный архив

Родион Чепель: Да, они отличники — и очень прямолинейные люди: всё должно быть устроено справедливо.

Когершын Сагиева: Они это реализовали в своём быту прежде всего, а потом это уже масштабировалось на общественную их жизнь. Это первое. Второе — это пересеклось с тем, что в это же время по другую сторону Атлантики в Соединённых Штатах Америки расцвел институт первых леди: жёны стали влиять на политику мужей. И эти две схемы наложились одна на другую. Вот так встретились Раиса Горбачёва и Нэнси Рейган и оказались зеркальными друг другу в каком-то смысле. 

Нэнси Рейган и Раиса Горбачёва, 1985 год/Фото: Библиотека президента Рональда Рейгана
Нэнси Рейган и Раиса Горбачёва, 1985 год/Фото: Библиотека президента Рональда Рейгана

Артём Платов: Тогда я хочу понять, что у Горбачёва своё, а не от Раисы. Ведь может сложиться впечатление у зрителей, что, если б не Раиса, никакого Михаила Сергеевича бы не было, а, соответственно, и ничего, что он сделал прекрасного или ужасного, тоже бы не случилось.

Родион Чепель: Думаю, что если бы не она, он бы просто не стал генсеком.

Когершын Сагиева: Он точно был бы другим человеком и занимал бы другую роль в стране — это 100%. 

Родион Чепель: То есть он обаятельный товарищ, он карьерист, он умный. Карьерист что значит? Это человек, который умеет приспосабливаться. Человек, который не умеет наступить на горло своей песне и прогнуться под другого, такую карьеру не сделает. И в том ключевом моменте для его карьеры, когда они подружились с Андроповым в Ставрополе, мне кажется, Раиса сыграла важную роль. Об этом мало говорили, но Андропов, уже будучи большим человеком в столице, часто приезжал на свою малую родину. Горбачёв как глава края всегда его встречал. Андропов любил проводить время с Горбачёвыми, беседуя о жизни края. Раиса, которая тогда была преподавателем, много рассказывала о жизни студенчества. Так они и сблизились, и, если бы не это общение, вероятно, карьера Михаила Сергеевича могла бы сложиться иначе.

Артём Платов: Мы уже упоминали много раз про её роль при Горбачёве, а какой была её ролевая модель?

Родион Чепель: Как говорит в нашем фильме Ольга Здравомыслова: это женщина, ориентированная на профессию.

Раиса Горбачёва в Миннеаполисе, 1991 год/Фото: Kevin Dooley/Flickr
Раиса Горбачёва в Миннеаполисе, 1991 год/Фото: Kevin Dooley/Flickr

Артём Платов: А если бы она была президентом или генсеком?

Когершын Сагиева: Я думаю, что при всех достоинствах — она женщина, обладающая антихаризмой, и она политиком стать не могла. У неё есть какое-то отрицательное обаяние, и я думала, что, когда мы начнём более подробно к ней приглядываться, когда мы начнём изучать её портрет, это усилится. Она на экране не вызывает симпатии, и люди её не любили. Для политика очень важно иметь обаяние.

Родион Чепель: Для политики не только того времени, но и вообще, нужно уметь приспосабливаться. В этой части специалистом был как раз Михаил Сергеевич. Он более мягкий, а она, наоборот, более жёсткая, более принципиальная, более прямолинейная. Если бы её вынесло на первые роли в политике, то, мне кажется, всё быстрее бы в разные стороны разлетелось. Она принципиально всех бы разогнала очень быстро, вызвав большее противодействие. Либо, наоборот, попыталась бы всё крепче держать — и тоже бы вызвала большее напряжение. Для политики много было противопоказаний.

Когершын Сагиева: Как мы уже обсудили, она была отличницей, золотой медалисткой, перфекционисткой, так она и шла по жизни, и из-за этого сверхнапряжения, которое она несла в себе, она и не могла быть лёгкой и обаятельной. 

Родион Чепель: В фильме есть образец душнилова с её стороны: когда она вместе с оператором заходит в сельский дом какой-то и, оказавшись в этом помещении, она в первую очередь подходит к оператору и спрашивает, вытер ли он ноги. Ну это вообще что такое?

Артём Платов: Тут сложно не вспомнить Маргарет Тэтчер, которая в то же время была буквально первой леди, поскольку руководила государством. И кажется, внешне и по поведению как раз была ровно той женщиной, которой предстаёт Раиса с точки зрения строгости и прямолинейности.

Когершын Сагиева: Похожие портреты, действительно. Другое дело, что сложно сравнивать общества, они совершенно разные.

Артём Платов: Благодаря вашему фильму я с большим интересом открыл достаточно современные нам взгляды Раисы Горбачёвой на равноправие, безусловно революционные для 60-х годов, когда она писала свою кандидатскую работу.

Раиса Горбачёва защитила диссертацию на тему "Формирование новых черт быта колхозного крестьянства (по материалам социологических исследований в Ставропольском крае)" в Московском государственном педагогическом институте имени В. И. Ленина в 1967 году и получила учёную степень кандидата философских наук. 

Когершын Сагиева: Это была своего рода социальная критика, и вообще-то очень смело в 1967 году заявить, что в СССР женщины получают в лучшем случае в два раза меньше мужчин, и не только заявить, но доказать предметно и объяснить, что это происходит, потому что женщины гораздо менее образованны, неквалифицированны и полностью загружены бытом. 

Раиса Горбачева (в центре) в Библиотеке Конгресса США, 1990/Фото: Библиотека Конгресса США
Раиса Горбачева (в центре) в Библиотеке Конгресса США, 1990/Фото: Библиотека Конгресса США

Артём Платов: Продолжая про женское и мужское: благодаря Горбачёвой в Советском Союзе появился журнал Burda. Чем для неё самой был этот проект?

Родион Чепель: Она видела запрос в обществе. Ей было понятно, что это нужно: люди живут не по-людски. Имея доступ в разные сферы жизни общества, она очень хорошо понимала, что есть большой разрыв в уровне жизни. Ей самой всю жизнь в Ставрополе Зоя Константиновна, жена подполковника, шила и перешивала платья. Десять лет! Она понимала, что это унижение.

Когершын Сагиева: А в это же время на экраны уже вышел "Служебный роман", где Лия Ахеджакова демонстрирует свои "хорошие сапоги", которые "надо брать". Уже есть "Кавказская пленница", где Наталья Варлей то в стильном купальнике, то в джинсах и кедах. То есть актрисы уже иконы стиля — многие хотят им подражать, а как это делать? 

Артём Платов: То есть она показала советским женщинам, что можно не только хотеть, но и мочь так одеваться? Получается, она дала людям не рыбу, а удочку.

Когершын Сагиева: Да. Так и появилась Burda — народный журнал с выкройками. Там были выкройки чего угодно, и, действительно, это была не просто какая-то "Работница", про которую говорит Таня Малкина в нашем фильме. Шить по "Бурде" стало нормой. Вещей не было, но в каждом доме стояла швейная машина, такая часть человеческой повседневности. 

Раиса и Михаил Горбачёвы в телепередаче/Фото: кадр из фильма "Горбачёва"/Продюсерский центр киностудии им. М. Горького
Раиса и Михаил Горбачёвы в телепередаче/Фото: кадр из фильма "Горбачёва"/Продюсерский центр киностудии им. М. Горького

Артём Платов: А расскажите про эту прекрасную пару советских граждан, которые, очевидно, должны по сценарию показывать взгляд народа на героиню. 

Родион Чепель: Мы их называем Галя и Вася. Это, по-моему, нигде не прозвучало, если не ошибаюсь…

Родион Чепель: Зрители на них реагируют чуть ли не больше, чем на всех остальных героев фильма. То есть люди через них "подключаются" к эпохе. Потому что это архетипические портреты, представители массы населения. Мозаичный портрет Раисы Горбачёвой состоит из того, как её воспринимают. Как всё это родилось? Родилось это из того, что свидетели жизни Раисы ей сочувствуют. А нам нужен был кто-то, в глазах кого она отражается более ёмко, в глазах кого есть претензии. Мы сразу поняли, что это народ. У Нэнси Рейган тоже были претензии к Раисе, о которых она рассказывает в своих воспоминаниях. Например, как Раиса, пытаясь ей угодить, кормила её национальными русскими блюдами, а Нэнси была на диете, и это вызвало у неё отторжение. Еще и Горбачёва, по мнению Рейган, слишком много говорила, не упускала момент блеснуть эрудицией, не давала вставить слова. Они вообще недолюбливали друг друга, но все остальные к Раисе относились с уважением.

Артём Платов: А откуда вы взяли голоса "Гали и Васи"? Они звучат иной раз карикатурно. И из 2024 года сложно представить, что так и было, но они немного похожи на героя Светлакова из "Нашей Раши".

Когершын Сагиева: Эти сцены подчёркивают тот конфликт, который был у Раисы Горбачёвой с населением, с людьми, жившими в Советском Союзе. Карикатурны? Так или иначе, это стилизация. Но этот конфликт был. Народ Раису не принимал. Причина — до неё не было первых леди, её появление вызвало шок. 

Артём Платов: Как изменилось ваше отношение к Раисе за время работы над фильмом? С каким её образом вы начинали работу и как он трансформировался в итоге? Почему её образ важен сегодня, как и фильм?

Родион Чепель: У меня была в голове очень упрощённая картинка человека, который был свидетелем всех важных моментов переломного исторического времени. Вот были эти турбулентные 1990-е — и практически везде, если мы говорим о политике, возникает Раиса как немой свидетель, про неё больше ничего не понятно. Так я думал сначала, а на выходе я понял, что более-менее представляю, как она думала, жила и принимала решения в течение своей жизни. Могу сопоставить её со своим кругом, представить, что и как она бы думала. Перед нами возник живой человек. Точнее, я узнал живого человека, со своими сильными сторонами, со своими слабостями. С драмой, которую она очень ярко проживала, — вот этот конфликт личной жизни против общественной. Это очень сильно перепахало её.

Когершын Сагиева: Для меня Горбачёва стала гораздо более интересной и обаятельной, чем казалась вначале. Она приехала из глубинки, училась у Мамардашвили, защитила диссертацию, дружила с Андроповым, ввела в СССР благотворительность, основала женский клуб — все эти факты, конечно, перевешивают её антиобаяние. Меня поразило ещё, какой она была классной женой, ведь она действительно очень любила своего мужа. Она действительно много делала, чтобы ему помочь и чтобы представить страну на высочайшем уровне. Наверное, для современных девушек она может быть не только примером того, как можно быть сильной независимой женщиной, но и того, как нужно любить мужчину. Правда, прежде чем так сильно любить мужчину, нужно правильно выбрать мужчину, и об этом в фильме мы тоже говорим. 

Фотоальбом/Фото: кадр из фильма "Горбачёва"/Продюсерский центр киностудии им. М. Горького
Фотоальбом/Фото: кадр из фильма "Горбачёва"/Продюсерский центр киностудии им. М. Горького

Родион Чепель: Есть сериал "ГДР", где карикатурный портрет Горбачёва — какого-то дурака-маразматика. Мне кажется, эта точка зрения сейчас в тренде. А мы выступаем против этого. Если говорить про Раису, то это пример политика с ценностями. Это такой очень высокий уровень, по которому мы соскучились, привыкнув никому не верить и думая, что никаких ценностей нет. Все притворяются, пиар-машины работают. То есть, пока в публичное поле прорывается какая-нибудь "голая" вечеринка, мы людей с их взглядами не видим. Вместо этого мы видим какие-то конструкты всё время. А Горбачёвы были живые.

Когершын Сагиева: И живые прежде всего потому, что у них была любовь.

Родион Чепель: У нас сейчас очень маскулинное общество — в кадре нужно обязательно отрезать ухо, а показывать слабость нельзя, — но во всё это просто не веришь и всё. А им веришь. 

Раиса Горбачёва/Фото: личный архив
Раиса Горбачёва/Фото: личный архив

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх